Датчики частоты вращения

Датчики частоты вращенияВ
качестве датчиков частоты вращения в системах автоматики применяют
тахогенераторы — маломощные электрические машины постоянного и переменного тока. Для преобразования
частоты вращения электродвигателей в напряжение применяют
тахометрические мосты.Тахогенераторы
постоянного тока в зависимости от способа возбуждения выполняют двух
типов: магнитоэлектрические (возбуждаемые от постоянных магнитов) и
электромагнитные (возбуждаемые от специальной обмотки).
Напряжение на выходе тахогенератора при постоянном потоке

Датчики частоты вращенияВ качестве датчиков частоты вращения в системах автоматики применяют тахогенераторы — маломощные электрические машины постоянного и переменного тока. Для преобразования частоты вращения электродвигателей в напряжение применяют тахометрические мосты.

Тахогенераторы постоянного тока

Тахогенераторы постоянного тока в зависимости от способа возбуждения выполняют двух типов: магнитоэлектрические (возбуждаемые от постоянных магнитов) и электромагнитные (возбуждаемые от специальной обмотки) (рис. 1 а, б).

Напряжение на выходе тахогенератора при постоянном потоке возбуждения Uвых = Е — IRя = Се IRя

где Се = (Uя — IяRя)/ постоянная машины, определяется из паспортных данных.

На холостом ходу (I=0) напряжение Uвых = Е = Се. Следовательно, статическая характеристика тахогенератора Uвых = f () при холостом ходе линейна, так как Се = const (прямая I, рис. 1, в).

Датчики частоты вращения (тахометрические генераторы постоянного тока)

Рис. 1. Датчики частоты вращения (тахометрические генераторы постоянного тока): а) с возбуждением от постоянных магнитов, б) с электромагнитным возбуждением, в) статическая характеристика

При нагрузке статическая характеристика становится нелинейной (кривая 2). изменяется ее наклон, что является следствием реакции якоря и падения напряжения в обмотке якоря тахогенератора. В реальных тахогенераторах возникает падение напряжения на щетках, что приводит к появлению юны нечувствительности (кривая 3).

Для уменьшения искажения статических характеристик тахогенераторов используют при небольших нагрузках (Iн = 0,01 — 0,02 А). Ток в цепи якоря Iя = Е/(Rя + Rн), а выходное напряжение Uвых = Е — IRя = Се IRя.

Тахогенераторы постоянного тока широко применяются в автоматических системах регулирования электроприводов в качестве датчиков частоты вращения. Их достоинства — малая инерционности высокая точность, малые габариты и масса, а для магнитоэлектрических тахогенераторов еще и отсутствие источника питания. Недостаток — наличие коллектора со щетками.

Тахогенератор постоянного тока

Тахогенераторы переменного тока

Синхронные тахогенераторы — однофазная синхронная машина с ротором в виде постоянного магнита (рис. 2, а), У синхронных тахогенераторов с изменением угловой скорости вместе с амплитудой изменяется и частота выходного напряжения. Статические характеристики нелинейны. В динамической отношении синхронные тахогенераторы являются безинерционными элементами.

Асинхронный тахогенератор — это двухфазная асинхронная машина с полый немагнитным ротором (рис. 2, б). На статоре асинхронного тахогенератора размещаются две сдвинутые на 90 обмотки (возбуждения ОВ и генератора ОГ). Обмотка ОВ подключается к источнику переменного тока.

Тахомерические генераторы переменного тока

Рис. 2. Тахомерические генераторы переменного тока: а — синхронный, б — асинхронный

В обмотке OГ, являющейся выходной, при вращении ротора наводятся э.д.с. трансформации и вращения. Под действием э.д.с. вращения на выходе тахогенератора возникает напряжение Uвых.

Статическая характеристика асинхронного тахогенератора также нелинейна. При изменении вращения ротора фаза выходного напряжения изменяется на 180°.

Асинхронные тахогенераторы используют как датчики угловой скорости, частоты вращения и ускорений. В последнем случае обмотка возбуждения асинхронного тахогенератора подключается к источнику постоянного тока.

Достоинства асинхронных тахогенераторов — надежность, малая инерц