Вывод в ремонт системы шин 110 кВ

Вывод в ремонт системы шин 110 кВ

В
действующих электроустановках в установленном порядке производятся
периодические ремонты всех элементов оборудования. Проведение
капитальных и текущих ремонтов оборудования позволяет вовремя обнаружить
и предотвратить возникновение неисправностей или каких-либо отклонений
от нормального режима работы оборудования электроустановки.
Система шин подстанции
– это один из участков распределительного устройства подстанции,
который, как и другие элементы оборудования, подлежит периодической
ревизии и ремонту


Вывод в ремонт системы шин 110 кВ

В действующих электроустановках в установленном порядке производятся периодические ремонты всех элементов оборудования. Проведение капитальных и текущих ремонтов оборудования позволяет вовремя обнаружить и предотвратить возникновение неисправностей или каких-либо отклонений от нормального режима работы оборудования электроустановки.

Система шин подстанции – это один из участков распределительного устройства подстанции, который, как и другие элементы оборудования, подлежит периодической ревизии и ремонту. Для проведения работ на системе шин, ее необходимо вывести в ремонт, то есть отключить (снять напряжение) и заземлить. Вывод в ремонт систем шин – это одна из наиболее сложных задач для оперативного персонала в электроустановке. Сложность в выполнении операций в данном случае обусловлена наличием дифференциальной защиты шин. Рассмотрим порядок вывода в ремонт системы шин 110 кВ.

Вывод в ремонт системы шин означает, что один из трансформаторов напряжения 110 кВ отключается, поэтому в первую очередь следует все цепи вторичной коммутации, которые питаются от данного трансформатора напряжения, перевести на другой, остающийся в работе, трансформатор напряжения или, при необходимости вывести из работы.

Все присоединения, которые зафиксированы за данной системой шин необходимо перефиксировать на другую систему шин 110 кВ, которая остается в работе. В данном случае операции по переводу присоединений на другую систему шин включают в себя операции по переводу цепей напряжения, которые, как упоминалось выше, необходимо также перевести на другой трансформатор напряжения.

При перефиксации присоединений с одной системы шин на другую, необходимо также перефиксировать токовые цепи дифференциальной защиты шин данных присоединений. Если этого не сделать, произойдет ошибочное срабатывание ДЗШ в результате возникновения дифференциального тока (выхода защиты из баланса) и обесточению систем шин 110 кВ.

Поэтому, чтобы избежать ошибочной работы дифференциальной защиты шин, следует установить данную защиту в нефиксированный режим. Вывод защиты из данного режима производится только после перефиксации всех присоединений и проверке правильности выполненных операций. Отсутствие дифференциального тока ДЗШ является критерием правильности выполненных операций по перефиксации присоединений.

Кроме того, перед выполнением работ с шинными разъединителями перефиксироваемых присоединений, дифференциальная защита шин устанавливается в режим запрета ее вывода в случае неисправности токовых цепей, включается также запрет на автоматическое повторное включение системы шин в случае срабатывания ДЗШ. Данные меры принимаются, прежде всего, для обеспечения безопасности оперативного персонала при выполнении операций с шинными разъединителями 110 кВ под напряжением.

Помимо цепей напряжения защит отходящих присоединений, следует перевести цепи счетчиков электрической энергии присоединений 110 кВ. Если не выполнить перевод цепей напряжения приборов учета, то после вывода в ремонт системы шин данные приборы работать не будут, что приведет к недоучету потребляемой и отпущенной электрической энергии. Учитывая большие объемы потребления и отдачи электрической энергии подстанциями 110 кВ, недоучеты электрической энергии приводят к существенным убыткам.

После того, как переведены все цепи вторичной коммутации трансформатора напряжения выводимой в ремонт системы шин, обестачивается система шин. Обесточение системы шин осуществляется путем отключения шиносоединительного выключателя. Отсутствие напряжения на системе шин контролируется по показаниям киловольтметров ТН данной системы шин.

Далее производится отключение автоматических выключателей трансформатора напряжения. Как правило, в цепях вторичной коммутации трансформаторов напряжения (звезда, треугольник) предусматривается возможность объединения данных цепей с другим трансформатором напряжения. Поэтому, помимо отключения автоматов вторичных цепей ТН, необходимо создать видимый разрыв.

Видимый разрыв цепей осуществляется посредством снятия рабочих крышек испытательных блоков с последующей установкой пустых (холостых) крышек. При отсутствии испытательных блоков во вторичных цепях ТН, видимый разрыв создается путем отсоединения и закорачивания выводов вторичных обмоток ТН от автоматических выключателей.

В случае использования во вторичных цепях предохранителей, их снятие обеспечивает также видимый разрыв.

Далее отключается шинный разъединитель трансформатора напряжения выводимой в ремонт системы шин, и выполняются операции по заземлению системы шин. В соответствии с правилами безопасной эксплуатации электроустановок, система шин может быть заземлена путем установки одного заземления.

Как правило, заземление системы шин осуществляется включением стационарных заземляющих ножей шинного разъединителя трансформатора напряжения. В зависимости от схемы распределительного устройства 110 кВ, возможно наличие заземляющих ножей на шинных разъединителях других присоединений, например, шиносоединительного выключателя.

Если выполнение работ по ремонту системы шин совмещается с выполнением работ по ремонту того шинного разъединителя, на котором включены стационарные заземляющие ножи в сторону системы шин, то следует устанавливать дополнительное переносное заземление. Это связано с тем, что выполнение работ по ревизии и ремонту шинного разъединителя предусматривает выполнение на нем коммутационных операций, в том числе и операций по включению и отключению стационарных заземляющих ножей.