По принципу регулирования все системы автоматического регулирования подразделяются на четыре класса. Система автоматической стабилизации — система, в которой регулятор поддерживает постоянным заданное значение регулируемого параметра. Система программного регулирования — система, обеспечивающая изменение регулируемого параметра по заранее заданному закону (во времени). Следящая система — система, обеспечивающая изменение регулируемого параметра в зависимости от какой-либо другой величины …
По принципу регулирования все системы автоматического регулирования подразделяются на четыре класса.
1. Система автоматической стабилизации — система, в которой регулятор поддерживает постоянным заданное значение регулируемого параметра.
2. Система программного регулирования — система, обеспечивающая изменение регулируемого параметра по заранее заданному закону (во времени).
3. Следящая система — система, обеспечивающая изменение регулируемого параметра в зависимости от какой-либо другой величины.
4. Система экстремального регулирования — система, в которой регулятор поддерживает оптимальное для изменяющихся условий значение регулируемой величины.
Для регулирования температурного режима электронагревательных установок применяются в основном системы двух первых классов.
Системы автоматического регулирования температуры по роду действия можно разделить на две группы: прерывистого и непрерывного регулирования.
Автоматические регуляторы систем автоматического регулирования (САР) по функциональным особенностям разделены на пять типов: позиционные (релейные), пропорциональные (статические), интегральные (астатические), изодромные (пропорционально-интегральные), изодромные с предварением и с первой производной.
Позиционные регуляторы относятся к прерывистым САР, а остальные типы регуляторов — к САР непрерывного действия. Ниже рассмотрены основные особенности позиционных, пропорциональных, интегральных и изодромных регуляторов, имеющих наибольшее применение в системах автоматического регулирования температуры.
Функциональная схема автоматического регулирования температуры (рис. 1) состоит из объекта регулирования 1, датчика температуры 2, программного устройства или задатчика уровня температуры 4, регулятора 5 и исполнительного устройства 8. Во многих случаях между датчиком и программным устройством ставится первичный усилитель 3, а между регулятором и исполнительным устройством — вторичный усилитель 6. Дополнительный датчик 7 применяется в изодромных системах регулирования.
Рис. 1. Функциональная схема автоматического регулирования температуры
В качестве датчиков температуры применяются термопары, термосопротивления (термисторы) и термометры сопротивления.Наиболее часто используются термопары. Более подробно про них смотрите здесь: Термоэлектрические преобразователи (термопары)
Позиционные (релейные) регуляторы температуры
Позиционными называют такие регуляторы, у которых регулирующий орган может занимать два или три определенных положения. В электронагревательных установках применяются двух- и трехпозиционные регуляторы. Они просты и надежны в эксплуатации.
На рис. 2 показана принципиальная схема двухпозиционного регулирования температуры воздуха.
Рис. 2. Принципиальная схема двухпозиционного регулирования температуры воздуха: 1 — объект регулирования, 2 — измерительный мост, 3 — поляризованное реле, 4 — обмотки возбуждения электродвигателя, 5 — якорь электродвигателя, 6 — редуктор, 7 — калориф.
Для контроля температуры в объекте регулирования служит термосопротивление ТС, включенное в одно из плеч измерительного моста 2. Величины сопротивлений моста подбираются таким образом, чтобы при заданной температуре мост был уравновешен, то есть напряжение в диагонали моста равнялось нулю. При повышении температуры поляризованное реле 3, включенное в диагональ измерительного моста, включает одну из обмоток 4 электродвигателя постоянного тока, который с помощью редуктора 6 закрывает воздушный клапан перед калорифером 7. При понижении температуры воздушный клапан полностью открывается.
При двухпозиционном регулировании температуры количество подаваемого тепла может устанавливаться только на двух уровнях — максимальном и минимальном. Максимальное количество тепла должно быть больше необходимого для поддержания заданной регулируемой температуры, а минимальное — меньше. В этом случае температура воздуха колеблется около заданного значения, то есть устанавливается так называемый автоколебательный режим (рис. 3, а).
Линии, соответствующие температурам н и в, определяют нижн