Устройство двигателей серий П-41 и П-91

Устройство двигателей постоянного тока серий П-41 и П-91Электрические
двигатели постоянного тока имеют более сложное устройство, чем
асинхронные двигатели, что объясняется наличием у них коллектора,
щеточного механизма, добавочных полюсов и якорной обмотки. На
промышленных предприятиях наиболее широкое распространение получили
электрические
двигатели постоянного тока единой серии П. Основными частями машины являются станина, полюса с обмотками и
якорь. К литой чугунной станине прикреплены болтами главные полюса
с обмоткой возбуждения, создающие основное магнитное поле двигателя


Устройство двигателей постоянного тока серий П-41 и П-91Электрические двигатели постоянного тока имеют более сложное устройство, чем асинхронные двигатели, что объясняется наличием у них коллектора, щеточного механизма, добавочных полюсов и якорной обмотки. На промышленных предприятиях наиболее широкое распространение получили электрические двигатели постоянного тока единой серии П.

Электрический двигатель постоянного тока П-41 защищенного продуваемого исполнения показан на рис. 1, а. Основными частями машины являются станина, полюса с обмотками и якорь. К литой чугунной станине прикреплены болтами главные полюса 17 с обмоткой возбуждения, создающие основное магнитное поле двигателя, и добавочные полюса 16 с обмоткой, обеспечивающие безыскровую работу щеток на коллекторе. Добавочные полюса расположены между главными полюсами, а их обмотки соединены последовательно с обмоткой якоря 4.

Якорь двигателя состоит из сердечника, обмотки, вала и коллектора. Сердечник набран из листов электротехнической стали и спрессован двумя нажимными шайбами, из которых шайба на стороне привода упирается в выступ (ступень) вала 2, а со стороны коллектора 5 запирается стальной зажимной шайбой 3.

Обмотка якоря 4 уложена в полузакрытые пазы сердечника, насаженного на вал 2 якоря, и удерживается в них клиньями, а в лобовых частях — бандажами из стальной проволоки или нетканой стеклоленты, пропитанной эпоксидным компаундом. Лобовые части якорной обмотки опираются на отвороты шайбы 3 и обмоткодержатель 24. Концы обмотки якоря присоединены к коллектору 5.


Электрические двигатели постоянного тока П-41 (а) и П-91 (б)

Рис. 1. Электрические двигатели постоянного тока П-41 (а) и П-91 (б): 1 — сердечник якоря, 2 — вал, 3 — зажимная шайба, 4 — обмотка якоря, 5 — коллектор, 6 — траверса щеткодержателя, 7 — стальной диск балансировки якоря, 8, 23 — внутренние крышки шарикоподшипников, 11, 19 — передний и задний подшипниковые щиты, 12 — поворотная траверса, 13 — выводные зажимы, 14 — доска зажимов, 15 — конденсаторы помехоподавляющего устройства, 16, 17 — добавочный и главный полюса, 18 — станина, 20 — вентилятор, 24 — обмоткодержатель, 25 — нажимной конус, 26 — втулка, 27 — проволочный бондаж.

Коллектор 5 состоит из изолированных друг от друга медных пластин (ламелей) трапецеидального сечения. Внутренняя часть коллекторных пластин имеет вырезы в форме «ласточкина хвоста». Коллекторные пластины машины запрессованы в пластмассе. Внутри коллектора имеется стальная втулка для насадки его на вал якоря. Над коллектором расположена траверса 6 щеткодержателей, прикрепленная болтами к переднему подшипниковому щиту 11, имеющему отверстия овальной формы, которые позволяют перемещать траверсу по окружности и устанавливать щетки по нейтрали двигателя.

Якорь вращается в широкоподшипниках 9 и 21, наружные кольца которых вставлены в отверстия подшипниковых щитов 11 и 19. Подшипники закрыты изнутри крышками 8 и 23, а снаружи крышками 10 и 22. Балансировку якоря осуществляют приваркой к стальному диску 7 (в соответствующих точках) балансировочных грузов. Таким образом регулируют равномерное распределение массы якоря по его окружности. Число, масса грузов и их расположение на дисках зависят от расположения и величины дисбаланса. Сторона якоря, где расположен вентилятор, также балансируется.

При работе электрических двигатель возникают электромагнитные колебания, создающие помехи радиоприему. Для подавления этих помех электрическая машина снабжена специальным помехоподавляющим устройством, состоящим из конденсаторов 15, расположенных под доской 14, и зажимов 13.

Система вентиляции двигателя — аксиальная и осуществляется воздухом, засасываемым вентилятором 20 через жалюзи переднего подшипникового щита //и выбрасываемым через решетки заднего подшипникового щита 19. К станине двигателя приварены лапы, которыми с помощью болтов она крепится к раме или фундаменту.

Устройство двигателя П-41 характерно для машин постоянного тока единой серии П с 1-го по 6-й габариты. Двигатели постоянного тока этой серии больших габаритов несколько отличаются по своей конструкции от двигателя, показанного на рис. 1, а.

Например, в двигателе П-91 9-го габарита (рис. 1,б) сердечник якоря имеет открытые пазы, в которые вложены жесткие катушки обмотки, и горизонтальные сквозные вентиляционные каналы, улучшающие условия охлаждения сердечника и обмотки якоря. Нажимные шайбы, прессующие листы сердечника якоря, отлиты из чугуна в виде трех колец, соединенных ребрами. Коллектор имеет чугунную втулку 26, опирающуюся на вал тремя ребрами. Стальные нажимные конусы 25 коллектора изолированы от пластин горячепрессованными манжетами из миканита.

Обмотка имеет гнутые головки только на стороне свободного конца вала, так как выполнена из одновитковых катушек. Лобовые и пазовые части обмотки якоря удерживаются бандажами 27, намотанными из стальной проволоки. На добавочные полюса надеты катушки, которые удерживаются на них штампованной рамкой. Катушки намотаны медными шинами прямоугольного сечения.

Ротор вращается в подшипниках качения: в шариковом — на стороне коллектора и роликовым — на стороне свободного конца вала. Станина двигателя постоянного тока П-91 — сварная гнутая из листовой стали с приваренными к ней лапами для установки и крепления болтами на фундаменте или раме.