В
статье рассмотрены схемы электроприводов некоторых
конвейеров.
На рисунке показана принципиальная схема электропривода отдельных линий
конвейера, скорости движения которых должны быть строго одинаковы. Такая
необходимость возникает в поточном производстве, когда различные
изделия после необходимых технологических операций на отдельных линиях
должны встречаться на сборочном участке в строгом соответствии друг с
другом. Схема позволяет одновременно пускать и останавливать несколько конвейерных линий …
В статье рассмотрены схемы электроприводов некоторых конвейеров. На рис. 1 показана принципиальная схема электропривода отдельных линий конвейера, скорости движения которых должны быть строго одинаковы. Такая необходимость возникает в поточном производстве, когда различные изделия после необходимых технологических операций на отдельных линиях должны встречаться на сборочном участке в строгом соответствии друг с другом.
Схема позволяет одновременно пускать и останавливать несколько конвейерных линий и регулировать их скорость движения. Согласованное движение достигается включением двигателей по схеме синхронного вала с общим преобразователем частоты ПЧ. Регулирование скорости двигателей Д1 и Д2 осуществляется изменением скорости ПЧ с помощью редуктора Р с изменяемым передаточным отношением.
Разрешение на пуск конвейеров дается операторами, следящими за работой конвейеров на наиболее ответственных участках. Нажатие на кнопки готовности Г1 и Г2 вызывает зажигание сигнальных ламп ЛС1 и ЛС2 и срабатывание реле РГ1 и РГ2. Последние подготовляют цепь пускового реле РП.
При нажатии на кнопку Пуск срабатывает РП, которое включает контактор Л1. Происходит однофазная синхронизация положения ПЧ, Д1 и Д2. Через выдержки времени маятниковые реле, встроенные в контакторы Л1 и Л2, последовательно включается Л2, отключается Л1 и включается ЛЗ. Осуществляется реостатный пуск двигателя преобразователя частоты по принципу времени (реле времени РУ1, РУ2, РУЗ).
На рис. 2 приведена схема электропривода эскалатора метрополитена, позволяющая работать на подъем и спуск пассажиров. В качестве приводного двигателя используется асинхронный двигатель с фазным ротором мощностью до 200 кВт В определенные часы суток при незначительном потоке пассажиров эскалатор может длительно работать практически вхолостую.
Рис. 1. Схема электропривода конвейерных линий с согласованным движением.
Для повышения коэффициента мощности и КПД двигателя при снижении нагрузки на его валу примерно до 40% номинальной статорная обмотка переключается с треугольника на звезду. При повышении нагрузки она вновь включается на треугольник.
Рис. 2. Схема электропривода эскалатора метрополитена.
Указанные переключения осуществляются автоматически с помощью реле максимального тока 1M и 2М, которые управляют контакторами k и kY через реле РПП и РВ. Контакт РВ с выдержкой времени на размыкание обеспечивает наличие цепи катушки РПП в период времени между отключе¬нием 2М и включением 1М.
В генераторном режиме спуска с полной нагрузкой двигатель загружен существенно меньше (из-за механических потерь установки), чем при аналогичной нагрузке в режиме подъема. Поэтому в режиме на спуск статорная обмотка двигателя всегда включена на звезду. Пуск двигателя осуществляется в функции времени с использованием маятниковых реле контакторов ускорения 1У—4У. Торможение — механическое. При этом рабочий тормоз TP установлен на валу двигателя, а предохранительный ТП — на валу приводной звездочки, с тем чтобы обеспечить остановку лестницы при нарушении механической связи между валами звездочки и двигателя.
Схема осуществляет описанные в предыдущем разделе типовые защитные блокировки: от неисправности механической части оборудования — вытяжка цепей и поручней (конечные выключатели ТЦ, П), нарушение конструкции ступеней (конечные выключатели С1 и С2), превышение температуры подшипников (тепловое реле 7), от превышения скорости (центробежное реле скорости РЦ).
Кроме того, предусмотрена защита двигателя: максимальная (реле 1РМ, 2РМ), от перегрузки (реле РП), от потери двигателем питания (реле нулевого тока 1РНТ, 2РНТ, 3РНТ), от приваривания замыкающих контактов силовых контакторов (размыкающие контакты Д, Я, В, Т в цепи катушки РВП и 1У—4У в цепи катушки В).
Защита от потери питания, превышения температуры подшипников и перегрузки двигателя действует с выдержкой времени, определяемой реле времени РО1 и РВП. Все защиты, за исключением реле скорости РЦ, осуществляют остановку двигателя его отключением от сети и наложением рабочего тормоза ТР. Только в конце процесса торможения, после истечения выдержки времени реле РТ, накладывается дополнительно предохранительный тормоз ТП. При срабатывании реле скорости РЦ или нажатии на кнопку АВ аварийного останова одновременно накладываются оба тормоза.