Ремонт масляных выключателей

Ремонт масляных выключателейРемонт
масляных выключателей сводится в основном к регулярному техническому
обслуживанию и, в случае необходимости, к замене пришедших в негодность
деталей на новые из числа запчастей. Изготовление каких-либо вышедших из
строя деталей своими силами не рекомендуется, кроме оговоренных ниже. Во
время эксплуатации высоковольтные выключатели подвергаются периодическим плановым
осмотрам. После аварии или длительного пребывания в отключенном
состоянии проводятся внеплановые осмотры …


Ремонт масляных выключателейРемонт масляных выключателей сводится в основном к регулярному техническому обслуживанию и, в случае необходимости, к замене пришедших в негодность деталей на новые из числа запчастей. Изготовление каких-либо вышедших из строя деталей своими силами не рекомендуется, кроме оговоренных ниже.

Техническое обслуживание масляных выключателей

Во время эксплуатации высоковольтные выключатели подвергаются периодическим плановым осмотрам. После аварии или длительного пребывания в отключенном состоянии проводятся внеплановые осмотры в соответствии с ПТЭ, «Правилами технической безопасности» (ПТБ) и заводскими инструкциями.

При осмотре обращают особое внимание на:

1. уровень масла в полюсах выключателя,

2. отсутствие выброса масла в зоне масляного буфера,

3. течь масла из цилиндров полюсов,

4. чрезмерный перегрев

5. состояние наружных контактных соединений, изоляции и заземления,

6. запыленность, загрязненность,

7. наличие трещин на изоляторах и конструкциях выключателя.

Текущий ремонт масляных выключателей

Масляный выключатель независимо от типа очищают от пыли, фарфоровые изоляторы и изоляционные детали протирают ветошью, слегка смоченной в спирте, восстанавливают смазку трущихся поверхностей, проверяют наличие масла в масляных буферах и цилиндрах (полюсах) и в случае необходимости доливают или заменяют на свежее.

В случае течи масла подтягивают болтовые соединения. Проверяют сопротивления полюсов и заземления. Для доливки масла в масляный буфер выключателя ВМГ-10 поступают следующим образом (рис. 2): следует вывернуть гайку 3, вынуть поршень 5 и пружину 6. Уровень масла от дна цилиндра 7 должен составлять 45 мм. После этого буфер собрать и вручную проверить плавность перемещения штока 4.

Капитальный ремонт масляных выключателей включает следующие основные работы:

1. отсоединение выключателя от шин и привода,

2. слив масла,

3. разборку выключателя,

4. осмотр и ремонт приводного механизма, фарфоровых опорных, проходных и изоляторов тяги, внутрибаковой изоляции, дугогасительной камеры, неподвижного розеточного и подвижного контактов, изоляционных цилиндров, маслоуказателей, прокладок и других деталей.

Разборку выключателя ВМГ-10 выполняют в такой последовательности:

1. вынимают стержень (ось) 1, сочленяющую (рис. 3) наконечник 4 подвижного контакта с тягой,

2. контакт отделяется от тяги,

3. отвертывают упорные болты и цилиндры 1 (см. рис. 1),

4. снимают с опорных изоляторов, которые остаются на раме,

5. отвертывают болты и отсоединяют гибкую связь 3 (рис. 3),

6. вынимают подвижный контакт вместе с контактной колодкой 2 и гибкой связью,

7. отвертывают болты фланца проходного изолятора, который снимают вместе с кронштейном,

8. производится разборка внутренних изоляционных деталей цилиндра (рис. 4).


Масляный выключатель: а-ВМГ-133, б-ВМГ-10

Рис. 1. Масляный выключатель: а-ВМГ-133, б-ВМГ-10; 1-цилиндр, 2 — фарфоровая тяга; 3 — двуплечий рычаг, 4 — пружинный буфер, 5 — подшипник, 6 — масляный буфер, 7 — отключающая пружина, 8 — болт заземления, 9 — рама, 10 — опорный изолятор, 11 — серьга, 12 — изоляционный рычаг, 13,14 — болты-упоры (фиксатор «вкл» положения), 15-то же, для среднего соединения с приводом

При разборке полюса ВМГ-133 вынимают верхний цилиндр 10, затем камеру 11 и нижний цилиндр 13. Вынимать цилиндр надо аккуратно, чтобы не повредить лаковые покрытия. Далее вынимают розеточный неподвижный контакт 12, предварительно отвернув гайку 15. Чтобы розетка не проворачивалась, штырь удерживают ключом за лыски. Вынимают опорное фанерное кольцо и прокладку.

Отличительные особенности устройства, разборки и ремонта выключателя ВМГ-10. Вместо фарфоровой ребристой тяги выключатель имеет двуплечий изоляционный рычаг 12, который соединен с подвижным контактом с помощью серьги 11 (см. рис.1).


Масляный буфер выключателя ВМГ-10

Рис. 2. Масляный буфер выключателя ВМГ-10: 1 — корпус, 2 — уплотняющая прокладка, 3 — специальная гайка, 4 — шток, 5 — поршень, 6 — пружина, 7 — дно корпуса


Подвижный контакт

Рис. 3. Подвижный контакт: а — выключателя ВМГ-10, б — то же, ВМПП-10; 1 — стержень, 2 -контактная колодка, 3 — гибкая связь, 4 — наконечник с проушинами, 5 — контргайка, 6 — втулка, 7 — головка, 8 — направляющая колодка, 9 — штифт, 10 — наконечник

Крайние положения выключателя ограничиваются роликами двуплечего рычага 3 (рис. 5), приваренного к валу 2 между крайним и средним основными рычагами. Один из роликов подходит к болту 7 («вкл»), другой — к штоку масляного буфера 4 («откл»).

Буферная пружина 5 выключателя закреплена на среднем двуплечем рычаге.

Цилиндр имеет верхнюю и нижнюю крышки, позволяющие осмотр розеточного контакта, не производя полной разборки основного цилиндра.

Наиболее уязвимые узлы выключателя — неподвижный розеточный контакт и дугогасительная камера — извлекают из цилиндра снизу, не разбирая проходной изолятор. При сборке дугогасительную камеру вводят в цилиндр выключателя снизу.


Цилиндр (полюс)

Рис. 4. Цилиндр (полюс): а — выключателя ВМГ-133, б — то же, ВМГ-10; 1 — основной цилиндр, 2 — дополнительный резервуар, 3 — маслоуказатель, 4 — жалюзи, 5 — маслоналивная пробка, 6 — верхняя крышка, 7 — проходной изолятор, 8 — кронштейны, 9 — скоба, 10 — верхний бакелитовый цилиндр, 11—дугогасительная камера, 12 — розеточный (неподвижный) контакт, 13 — нижний бакелитовый цилиндр, 14 — маслоспускная пробка, 15 — выводные штырь и гайка, 16 — нижняя крышка


Приводной механизм

Рис. 5. Приводной механизм: а — выключателя ВМГ-10, б — то же, ВМГ-133, в — подшипник; 1 — рама, 2 — вал, 3 — двуплечий рычаг, 4 — масляный буфер, 5 — пружинный буфер, 6 — отключающая пружина, 7 — болт-упор, 8 — подвижный контакт, 9 — ось, 10 — серьга, 11 — изоляционный рычаг (фарфоровая тяга), 12 — подшипник, 13 — вырез в раме для установки вала, 14 — болт с гайкой и шайбой, 15 — отверстие для смазки, 16 — шайбы, 17 — шейка вала

Для облегчения установки выступающие части картонной манжеты предварительно смазывают тонким слоем солидола. Зазор между нижней поверхностью дугогасительной камеры и верхней частью розеточного контакта должен быть в пределах 2—5 мм, что легко определяется прямым (не косвенным) замером.

Отличительные особенности устройства, разборки и ремонта выключателей типа ВМП-10 и ВМПП-10 (рис. 6). Выключатель ВМП-10 конструктивно отличается от ВМГ-10. Механизмы «вкл» и «откл» его находятся в полюсе выключателя, отсутствуют гибкие связи, подвижный контакт за пределы полюса не выходит, отсутствует выводной изолятор с изоляционными деталями и пружинами.

Токосъем осуществляется роликами, полюсы выключателя смонтированы на общей сварной раме, которая является основанием выключателя. Внутри рамы расположены: вал, отключающие пружины, масляный и пружинный буфер. Полюс состоит из изоляционного цилиндра с заармнрованными металлическими фланцами на концах. Контактные выводы выключателя имеют гальваническое антикоррозийное покрытие.

Этот выключатель широко используют с различными типами приводов, например ПП-67, ПЭ-11 в ячейках КРУ.


Масляные выключатели; а — ВМП-10, б — ВМПП-10;

Рис. 6. Масляные выключатели; а — ВМП-10, б — ВМПП-10; 1 — рама, 2, 12 — опорный изолятор, 3 — полюс, 4 — маслоуказатель, 5 — изоляционная тяга, 6 — изоляционная перегородка, 7, 8 — собачки, 9, 10 — тяги, 11-рама с встроенным пружинным приводом и блоком релейной защиты, 13 — болт заземления, 14 — крышка, 15 — кнопка «откл» и «вкл»

Выключатель ВМПП-10 и привод к нему совмещены и встроены в общую раму. Полюс (рис. 7) очень схож с полюсом ВМП-10. Он состоит из изоляционного цилиндра 3, на концах которого заармированы металлические фланцы 2 и 4. На верхнем фланце укреплен корпус 5, к которому крепится головка полюса 6.

Механизм перемещения подвижного контакта расположен внутри корпуса и состоит из внутреннего 12 и наружных 15 и 16 рычагов, жестко закрепленных на общем валу 14. Наружный рычаг посредством изоляционной тяги связан с валом привода, а внутренний двумя серьгами 25 шарнирно связан с подвижным контактом, на верхнем конце которого закреплены направляющая колодка 8 и головка 7 (см. рис. 3) для присоединения контакта к серьгам механизма.

Нижний конец подвижного контакта связан с планкой, в которую установлена втулка 6 для направления движения подвижного контакта. Для смягчения ударов при отключении на стержне установлены буферы. Ролики 18 (рис. 7), скользящие между двух направляющих 17, центрируют включение подвижного 24 контакта в розеточный (неподвижный) и являются токосъемными устройствами для передачи тока с подвижного контакта на направляющие стержни и далее к верхнему внешнему контакту 6. В головке предусмотрена пробка 8 для заливки масла и для прохода измерительной штанги.

Для ремонта поврежденных элементов выключателя необходим частичный или полный разбор, который производится следующим образом:

• необходимо снять междуполюсные перегородки,

• слить масло из полюсов,

• отсоединить нижние шины,

• снять нижние крышки с неподвижными розеточными контактами,

• вынуть дугогасительную камеру 21 и распорные цилиндры 23 (рис. 7).

• Вынутые детали промыть маслом и осмотреть.

• Перевести выключатель в положение «вкл» и осмотреть наконечник подвижного контакта.

Для замены или ремонта подвижного контакта необходимо произвести дальнейшую разборку полюса, для чего отсоединить верхние шины, снять корпус с механизмом, предварительно отсоединив его от изоляционного цилиндра и изоляционной тяги, снять планку 20 и вынуть роликовые токоотводы. Перевести механизм в положение «откл» и отсоединить стопорную планку и подвижный контакт 24. Сборку цилиндра выполняют в обратной последовательности.

Рис. 7. Полюс выключателя ВМПП-10: 1 — нижняя крышка, 2 — нижний фланец, 3 — цилиндр, 4 — верхний фланец, 5 — корпус, 6 — головка, 7 — верхняя крышка, 8 — пробка маслоналивного отверстия, 9 — клапан, 10 — подшипник, 11 — буфер, 12 — внутренний рычаг механизма, 13 — уплотнение, 14 — вал механизма, 15 — механизм, 16 — наружный рычаг механизма, 17 — направляющий стержень, 18 — токоотводы (4 токоотвода на 20 кА и 6 на 31,5 кА на выключатель с номинальным током 630 А, 6 на 1000 А и 10 на 1600 А), 19 — втулка, 20 — планка, 21 -дугогасительная камера, 22 — маслоуказатель, 23 — распорный цилиндр, 24 — подвижный стержень, 25 — серьга, 26 — пружина.

Продолжение статьи: Ремонт отдельных узлов и деталей масляных выключателей