Причины загораний в электротехнических устройствах

Причины загораний в электротехнических устройствахЭлектротехнические
устройства можно объединить в группы по наиболее существенным
признакам: конструктивному исполнению, электрическим характеристикам,
функциональному назначению. Шесть основных групп электроустановок
охватывают практически все многообразие применяемых на практике
электротехнических устройств. Это
провода и кабели, электродвигатели, генераторы и трансформаторы …

Причины загораний в электротехнических устройствахЭлектротехнические устройства можно объединить в группы по наиболее существенным признакам: конструктивному исполнению, электрическим характеристикам, функциональному назначению. Шесть основных групп электроустановок охватывают практически все многообразие применяемых на практике электротехнических устройств.

Это провода и кабели, электродвигатели, генераторы и трансформаторы, осветительная аппаратура, распределительные устройства, электрические аппараты пуска, переключения, управления, защиты, электронагревательные приборы, аппараты, установки, электронная аппаратура, ЭВМ.

Причины загораний проводов и кабелей

1. Перегрев от короткого замыкания между жилами провода и жилами кабеля, их жилами и землей в результате:

— пробоя изоляции повышенным напряжением, в том числе от грозовых перенапряжений;

-пробоя изоляции в месте образования микротрещин как заводского дефекта;

— пробоя изоляции в месте механического повреждения при эксплуатации;

— пробоя изоляции от старения;
пробоя изоляции в месте локального внешнего или внутреннего перегрева;
пробоя изоляции в месте локального повышения влажности или агрессивности среды;

— случайного соединения токопроводящих жил кабелей и проводов между собой или соединения токопроводящих жил на землю;

— умышленного соединения токопроводящих жил кабеля и проводников между собой или соединения их на землю.

2. Перегрев от токовой перегрузки в результате:

— подключения потребителя завышенной мощности;

— появления значительных токов утечки между токоведущими проводами, токоведущими проводами и землей (корпусом), в том числе на распределительных устройствах за счет снижения величины электроизоляции;

— увеличения окружающей температуры на участке или в одном месте, ухудшения теплоотвода, вентиляции.

3. Перегрев мест переходных соединений в результате:

— ослабления контактного давления в месте существующего соединения двух или более токопроводящих жил, приводящего к значительному увеличению переходного сопротивления;

— окисления в месте существующего соединения двух и более проводников, приводящего к значительному увеличению переходного сопротивления.

Анализ этих причин показывает, что, например, короткое замыкание в электропроводниках не является первопричиной загораний, тем более пожаров. Оно является следствием не менее восьми первичных физических явлений, приводящих к мгновенному снижению сопротивления изоляции между токопроводящими жилами разных потенциалов. Именно эти явления следует считать первичными причинами пожара, исследование которых представляет научный и практический интерес.

Ниже приводится классификация причин загораний в других электротехнических устройствах.

Причины загораний электродвигателей, генераторов
и трансформаторо
в

Пожарная безопасность электроустановок1. Перегрев от коротких замыканий в обмотках в результате межвиткового пробоя электроизоляции:

— в одной обмотке повышенным напряжением;

— в месте образования микротрещин как заводского дефекта;

— от старения;

— от воздействия влаги или агрессивной среды;

— от воздействия локального внешнего или внутреннего перегрева;

 — от механического повреждения;

2. Перегрев от коротких замыканий на корпус в результате пробоя электроизоляции обмоток:

— повышенным напряжением;

— от старения электроизоляции;

— пробоя электроизоляции обмоток на корпус от механического повреждения электроизоляции;

— от воздействия влаги или агрессивной среды;

— от внешнего или внутреннего перегрева.

3. Перегрев от токовой перегрузки обмоток возможен в результате:

— завышения механической нагрузки на валу;

— работы трехфазного двигателя на двух фазах;

— торможения ротора в подшипниках от механического износа и отсутствия смазки;

— повышенного напряжения питания;

— длительной непрерывной работы под максимальной нагрузкой;

— нарушения вентиляции (охлаждения);

— завышенной частоты включения под нагрузку и выключения;

— завышенной частоты реверсирования электродвигателей;

— нарушения режима пуска (отсутствие пусковых гасящих сопротивлений).

4. Перегрев от искрения в контактных кольцах и коллекторе в результате:

— износа контактных колец, коллектора и щеток, приводящего к ослаблению контактного давления;

— загрязнения, окисления контактных колец, коллектора;

— механического повреждения контактных колец, коллектора и щеток;

— нарушения мест установки токосъемных элементов на коллекторе;

— перегрузки на валу (для электродвигателей);

— токовой перегрузки в цепи генератора;

— замыкания пластин коллектора из-за образования токопроводящих мостиков на угольной и медной пыли.

Причины загораний в распределительных устройствах,
электрических аппаратах пуска, переключения, управления, защиты

Пожарная безопасность электроустановок1. Перегрев обмотки электромагнита от межвиткового замыкания в результате пробоя изоляции:

— повышенным напряжением;

— в месте образования микротрещин как заводского дефекта;

— в месте механического повреждения при эксплуатации;

— от старения;

— в месте локального внешнего перегрева от искрящих контактов;

— при воздействии повышенной влажности или агрессивности среды.

2. Перегрев от токовой перегрузки в обмотке электромагнита в результате:

— повышенного напряжения питания обмотки электромагнита;

— длительного разомкнутого состояния магнитной системы при включении под напряжением обмотки;

— периодического недотягивания подвижной части сердечника до замыкания магнитной системы при механических повреждениях конструктивных элементов устройств;

— повышенной частоты (количества) включений – выключений.

3. Перегрев конструктивных элементов в результате:

— ослабления контактного давления в местах подключения токопроводящих проводников, приводящего к значительному увеличению переходного сопротивления;

— окисления в местах подсоединения токопроводящих проводников и элементов, приводящего к значительному увеличению переходного сопротивления;

— искрения рабочих контактов при износе контактных поверхностей, приводящего к увеличению контактного переходного сопротивления;

— искрения рабочих контактов при окислении контактных поверхностей и увеличения переходного контактного сопротивления;

— искрения рабочих контактов при перекосах контактных поверхностей, приводящих к увеличению контактного сопротивления в местах контактирования;

— сильного искрения нормальных рабочих контактов при удалении искрогасительных или дугогасительных устройств;

— искрения при электрическом пробое проводов на корпус, снижении электроизоляционных качеств конструктивных элементов от локального воздействия влаги, загрязнений, старения.

4. Загорания от предохранителей в результате:

— нагрева в местах рабочих контактов от снижения контактного давления и возрастания переходного сопротивления;

— нагрева в местах рабочих контактов от окисления контактных поверхностей и возрастания переходного сопротивления; разлетания частиц расплавленного металла плавкой вставки при разрушении корпуса предохранителя, вызванного применением нестандартных плавких вставок («жучков»);

— разлетания частиц расплавленного металла нестандартных открытых плавких вставок.

Причины загораний в электронагревательных приборах,
аппаратах, установках

Пожарная безопасность электроустановок1. Перегрев приборов, аппаратов, установок от замыкания электронагревательных элементов в результате:

— разрушения электроизоляции конструктивных элементов от старения;

— разрушения электроизоляционных элементов от внешнего механического воздействия;

— наслаивания токопроводящего загрязнения между токоведущими конструктивными элементами;

— случайного попадания токопроводящих предметов и замыкания токоведущих электронагревательных элементов;

— ослабления контактного давления в местах подключения токопроводящих проводников, элементов, приводящего к значительному увеличению переходного сопротивления;

— окисления в местах подсоединения токопроводящих проводников элементов, приводящего к значительному увеличению переходного сопротивления;

— пробоя электроизоляции конструктивных элементов повышенным напряжением питания;

— выкипания нагреваемой воды (жидкости), приводящего к деформации конструктивных элементов, электрическому замыканию и разрушению конструкции нагревателя в целом.

2. Загорания от электронагревательных приборов, аппаратов, установок в результате:

— соприкосновения горючих материалов (предметов) с нагревательными поверхностями электронагревательных приборов, аппаратов, установок;

— теплового облучения горючих материалов (предметов) от электронагревательных приборов, аппаратов, установок.

Причины загораний комплектующих элементов

Перегрев от коротких замыканий в результате:

— электрического пробоя диэлектрика в конструкции комплектующего элемента, приводящего к перегрузке по току;

— снижения электроизоляционных свойств конструкционных материалов от старения;

— ухудшения теплоотвода при неправильной установке и (или) эксплуатации;

— повышенного рассеяния мощности из-за изменения электрического режима при отказе «прилегающих» комплектующих элементов;

— образования электрических цепей, не предусмотренных конструкцией.

Черкасов В.Н., Костарев Н.П.

Школа для электрика